Министерство населения и его многодетные комиссары: в России возможен демографический бум


Министерство населения и его многодетные комиссары: в России возможен демографический бум

После принятия в 2007 г. мер по поддержке семей в России существенно выросла рождаемость; родились сотни тысяч новых детей. Общество адекватно реагирует на помощь государства. В случае, если эта политика станет системной, страна сможет восстановить и превзойти дореформенную численность, сделать многолюдными свои города и территории. Однако эксперты предупреждают: Россия в двух шагах от новой демографической ямы, в которую свалится, если ограничит меры поддержки. Вопрос этот особо актуален в свете борьбы в Правительстве за маткапитал

Еще недавно Россию было принято считать умирающей, точнее - вымирающей страной, быстро теряющей население и перспективы. Но с 2008 г. рождаемость в России начала быстро расти, а в прошлом, 2012 г. она практически сравнялась со смертностью. За 2012 г. в стране родилось 1 млн 896,3 тыс. человек, а умерло 1 млн 898,8 тыс. чел. Таким образом, страшный символический "русский крест" (расхождение графиков падающей рождаемости и растущей смертности) остался в прошлом.

Несмотря на первые успехи, нынешний уровень рождаемости в России все равно остается низким и составляет лишь ¾ от минимально необходимого для воспроизводства населения. Население России перестало сокращаться, но не перестало стареть – во многом стабилизация численности достигнута за счет некоторого роста продолжительности жизни.

Как обеспечить дальнейший демографический подъем России? Пожалуй, главным условием для дальнейшего демографического роста является повышение уверенности в будущем родителей. Гражданин должен получить уверенность в будущем, а государство должно вручить ему эту уверенность. Иными словами, речь должна идти о принципиально новой форме поддержки семьи со стороны российского государства – о планомерной демографической политике.

Разовые меры открыли розовые перспективы

|Фото: photo.dgu.ruПока как таковой демографической политики в России нет. Более того, ее и не может быть при нынешней структуре и логике устройства государственной власти. Однако были разовые меры поддержки семей с детьми (прежде всего введение материнского капитала) в 2007 г. И эти меры дали очень хороший результат. Даже либеральные демографы признали повышение интенсивности рождаемости, ставшее следствием введения этих мер.

Сказалась не только помощь государства. В России понемногу начала выздоравливать семья - важнейший институт общества. Быстро сокращалось число абортов, которых в конце 1990-х гг. было в 2,5 раза больше, чем рождений детей. Уменьшилось число рождений детей вне брака. По сути, рождаемость начала прибавлять еще с 2000 г. – еще до введения новых мер господдержки. Однако государственная поддержка резко усилила позитивные тенденции.

В 2007 г. либеральные демографы ВШЭ возмущались в преддверии введения мер по поддержке семьи и пугали некими политическими коллизиями."Согласно официальным заявлениям, новый комплекс мер будет прямо ориентирован на "стимулирование рождаемости", т.е. основная цель их принятия — повышение рождаемости в стране... Никогда прежде в истории нашей страны пронаталистская направленность государственной политики не артикулировалась столь явно... Политикой прямо ставится цель за короткое время повысить уровень рождаемости до заданного уровня, как предлагается в обсуждаемом новом варианте "Концепции демографического развития страны", с сегодняшних 1,3 до 1,65—1,7 детей в расчете на одну женщину… Тут возникает важный вопрос о том, насколько этот целевой ориентир в демографической сфере сбалансирован с приоритетами и целевыми ориентирами в других общественных сферах, в частности, в сфере труда и занятости, образования, здравоохранения. Не окажется ли, что для общества в целом социально-экономическая цена желаемого демографического результата, если он и будет достигнут, станет слишком высокой?" – писал Сергей Захаров в "Демографическом анализе эффекта семейной политики…".

Но политических осложнений не случилось, а ситуация с рождаемостью действительно заметно улучшилась. Политика оказалась эффективной и ее надо продолжать.

Примерно то же самое можно сказать о предыдущем раунде разовых мер по поддержке семей, которые были введены в СССР в январе 1981 г. Они оказали сильное воздействие на демографию. В короткий календарный период – до 1990 г. в стране родилось на 2,3 млн детей больше, чем можно было бы ожидать в отсутствие этой политики. К сожалению, демографический рост был прерван тяжелыми "социальными реформами", которые на деле выглядели как акт либерального геноцида по отношению к населению страны.

Характерно, что в России есть локальные примеры очень успешного демографического развития. В частности, это исламские республики, например, Дагестан, крупнейшая республика российского Северного Кавказа. Здесь демографический рост был весьма устойчив и не прерывался даже в трудные 1990-е гг. За это трудное десятилетие, когда население всей России стремительно сокращалось, население Дагестана увеличилось с 1802 тыс. человек (по данным переписи 1989 г.) до 2576,5 тыс. человек (по данным переписи 2002 г.). А всего с начала XX века население увеличилось Дагестана с 571 тыс.человек (данные 1897 г.) до 2910 тыс. человек – почти в 5,1 раза. При этом, родились в Дагестане, а затем перебрались в другие регионы страны еще 450-500 тыс. этнических дагестанцев, что нельзя не учитывать в демографической политике.

Переформатировать государство

Демографические успехи России в 1981-1990 гг. и в 2007-2012 гг. показали, что государство может эффективно влиять на демографическую ситуацию. А значит, пришло время переходить от разовых мер к целенаправленной и планомерной государственной поддержке семей. России сегодня нужна принципиально иная, последовательная демографическая политика. 


В частности, нужно переформатировать российское государство. В самом деле, в структуре российского Правительства ни одно ведомство не отвечает за решение демографической проблемы. Россия вымирает, а спросить - не с кого. То же самое можно сказать о бюджете страны. Буднично расходуются сотни миллиардов, - да расходуются "не туда".

Достаточно всмотреться в структуру нынешнего российского правительства, чтобы понять, что сегодня проблема демографии вообще решена быть не может. Правительство своей деятельностью решает несколько основных функций, блоков задач, которые составляют смысл его существования и определяют его деятельность. Это обеспечение экономического роста, безопасность, социализация, социальная защита и общегосударственные вопросы.

Может ли быть решение демографических проблем страны побочным эффектом от достижения экономического роста? Разумеется, нет.

Необходимо создать в рамках Правительства страны специальный орган, который будет разрабатывать и реализовывать демографическую политику. К примеру, "Министерство населения". Министерство должно получить бюджет на исполнение демографической политики. Сегодня государство изымает у общества и у индивида огромные ресурсы. Было бы справедливо и разумно, если бы часть этих ресурсов возвращалась обществу для его сохранения и воспроизводства.

"Гарантирующий доход", Министерство населения и его многодетные комиссары

Будущая государственная демографическая политика России должна снимать все основные личностные опасения, которые стоят на пути создания крепких и многодетных семей.

Сегодня в России женщины боятся рожать много детей, хотя субъективно, в опросах часто признаются, что хотели бы иметь большие семьи. К сожалению, общество устроено так, что многодетность для женщины – быстрейший путь "выпасть" из общества, утратить возможность "делать карьеру", и путь к тому, чтобы "стать беднее". По крайней мере, именно так это воспринимается в "современной" стране. Так, и по опросам, крайняя бедность (то есть объективная и субъективно переживаемая) характерна для трети многодетных семей, что в четыре раза чаще, чем у семей с 1-2 детьми.

Государственная демографическая политика должна "подтягивать" доходы в многодетных семьях к уровню доходов меньших семей или бездетных. Разумеется, полного равенства в доходах достичь невозможно – да оно и не нужно.

Многодетность дает большие моральные преимущества и дарит массу радости. Достаточно дать домохозяйке или женщине, находящейся в отпуске по уходу за ребенком небольшой "гарантирующий доход", чтобы снизить ее социальную тревогу. Особенно это важно в городах, где, как показала практика, семьи очень чутко и практически мгновенно реагируют на стимулы государственной политики.

Во многом для поддержки семей с детьми было бы достаточно вернуть или модернизировать те меры, которые были применены в 1981 г., но которые затем обесценились в силу инфляции или либерализации трудового законодательства. Например, надо добиться, чтобы частный работодатель на практике относился к многодетным матерям так же, как это обязан делать государственный. Можно вернуть беспроцентную ссуду на приобретение жилья; вернуть к уровню 1981 г. размеры выплат на детей при росте налогового бремени на неженатых и бездетных…

Нужны и новые эффективные меры. Например, многодетные матери могли бы получать зарплату от Министерства населения как его своеобразные "комиссары". Они могли бы выступать в школах, в организациях и вузах и учить молодых той смелости, которая есть у них. Они могли бы учить их науке жить, любить, дарить новую жизнь, не сильно тревожась о возможной бедности или несостоявшейся карьере.

Чтобы женщина рожала, нужно дать ей уверенность. Многодетным матерям нужно предоставить доход за факт многодетного материнства. Не издевательское пособие в 100 рублей в месяц на ребенка и не подачку от органов социальной защиты населения, – а оплату за реальный подвиг материнства.

И, по-видимому, государство вынуждено будет все активнее заниматься вопросами демографии – хочет оно того или нет. Если государство не сделает этого, если отвлечется на другие проблемы, то тогда не исключено резкое ухудшение политической обстановки. Общество в России, как и во всех развитых странах, сильно встревожено депопуляцией, низкой рождаемостью, ростом числа мигрантов. Индикаторов этой тревоги сколько угодно, например, - рост националистических идей. Не исключено, кстати, и развитие политических процессов по сценарию стран "Арабской весны". Там большинство граждан отвернулись от своих национальных государств после всего десятилетия снижения рождаемости. На фоне общей апатии резко набрали силу и влияние исламисты, критикующие "аморальный" характер светского государства. Думается, российскому государству не надо дожидаться разрушительного безразличия большинства и решительной ненависти меньшинства своих граждан.

 

Сергей Исрапилов  www.nakanune.ru